Чем жонглирование полезно для человека. Как жонглирование улучшает структуру мозга и формирует в нем новые связи

(на основе публикаций в «Science News», «Science Daily», «Oxford Univercity news», «B.B.C News»)

Исследования врачей и ученых не тему: как жонглирование влияет на мозг человека и на развитие способностей человека, проводились неоднократно.

Результаты, полученные в результате этих научных экспериментов, порой удивляли самих ученых. Исследования проводились в разных научных, медицинских центрах в мире, поэтому можно утверждать, что они достоверны. Читайте об этом дальше в этой статье.

 

Научный эксперимент с группой жонглеров в отделения клинической неврологии Оксфордского университета.

 

Научные работники из Оксфорда привлекли к эксперименту 48 здоровых молодых людей, которые не умели жонглировать. С помощью МРТ (Магнитно-резонансная томография) исследователи получили изображения мозга испытуемых в поперечном разрезе до начала тренировок. Затем половина волонтеров прошла шестинедельный курс обучения жонглированию, во время которого участники тренировались по 30 минут в день.

Основная задача этого научного эксперимента – выяснить, каким образом процесс жонглирования влияет на структуры мозга и его строение, будут ли происходить в мозге какие-либо изменения. И вот какие удивительные результаты были получены в результате этой работы.

Как уже было сказано ранее, тренировки по жонглированию у участников в формате эксперимента проходили ежедневно. В конце эксперимента все участники умели жонглировать как минимум 3-мя мячами. Но результаты обучения у них были разными. Кто-то овладел жонглированием 3-мя мячами, а кто-то и 5-ю мячами.

По истечении 6 недель (в конце эксперимента) ученые вновь сделали МРТ мозга у тех, кто учился жонглировать и у тех, кто этого не делал. «Жонглеры» показали в среднем 5-процентное увеличение количества «белого вещества» во внутритеменной борозде мозга. Тот факт, что у всех «жонглеров» наблюдались изменения в белом веществе, позволяет предположить, что это было связано со временем, затраченным на обучение и тренировки, а не с достигнутым уровнем мастерства.

Эксперимент продемонстрировал, что в «белом веществе» головного мозга – пучках нервных волокон, которые соединяют различные части мозга и передают электрические импульсы, происходят изменения в результате овладения совершенно новым для человека навыком.

Руководитель эксперимента – Хайди Йохансен-Берг, профессор когнитивной нейробиологии и директор Центра интегративной нейровизуализации Оксфордского университета, сказала, что жонглирование было выбрано в качестве «не простого вида деятельности», при котором влияние на мозг происходит многократно сильнее чем при обычном обучении. «Этот захватывающий новый результат вызывает много вопросов, которые еще предстоит изучать» – говорит в заключении Хайди Йохансен-Берг.

Мнения ученых:

«Конечно, это не означает, что каждый должен пойти и начать жонглировать, чтобы совершенствовать свой мозг. Но существует ясное представление о мозге - «используй или потеряешь», согласно которому есть понимание что необходимо постоянно поддерживать работу мозга». В противном случае способности мозга будут постепенно угасать.

Х.Йохансен-Берг - руководитель научного эксперимента, профессор когнитивной нейробиологии и директор Центра интегративной нейровизуализации Оксфордского университета

«Во время исследований головного мозга мы наблюдаем, что происходит в нем при самых разных действиях — простых и сложных. Когда человек начинает делать что-то совершенно новое, то сначала «включается» весь мозг, но постепенно различные его области отключаются и в рабочем состоянии остаются только те из них, которые необходимы для данной деятельности».

Н. П. Бехтерева (научный руководитель Института мозга человека РАН. 1990 - 2008гг):

Эксперимент проведенный учеными их Оксфорда, наглядно показал, что от ситуации к ситуации, мозг человека сам может настраивать свою проводящую систему таким образом, чтобы она с каждым разом работала все более эффективно.

(результаты этих исследований были опубликованы в журнале «Nature Neuroscience» в 2009 году).

Исследования мозговой деятельности у группы жонглеров в Университете Регенсбурга (University of Regensburg in Germany) 2004 г.

Эксперимент по изучению воздействия жонглирования на мозг человека был проведен в 2004 году.

Этот научный эксперимент по изучению воздействия жонглирования на мозг человека был проведен в 2004 году с группой из 12 человек, которые не умели жонглировать.

Группа «жонглеров», назовем ее так, проводила регулярные тренировки по этому виду деятельности в течение трех месяцев. Исследования, проеденные с помощью сравнения результатов МРТ, до начала эксперимента и после его завершения, показали увеличение серого вещества (нейроны – нервные клетки) на 3-4 процента. Увеличения количества «серого вещества», нервных клеток, в которых в мозге выполняются обработка и вычисления, произошли в средне-височной области и левой задней внутритеменной борозде. Эти области мозга отвечают за: движения, перемещение и хватание предметов, за зрение, и в том числе переферийное зрение. В контрольной группе людей, которые вели обычный для себя образ жизни, МРТ исследования мозга не выявили никаких изменений.

 

Однако увеличение количества «серого вещества» у участников эксперимента было временным. Последующее сканирование, проведенное три месяца спустя, показало, что «прирост» серого вещества снизилось на 1-2 процента. Вызвано это было тем, что испытуемые перестали жонглировать.

Исследования мозга у "жонглеров" в университете Гамбурга (University of Hamburg), Германия 2008 г.

В 2008 году аналогичные исследования о влиянии процесса жонглирования на мозг человека были проведены Гамбургским университетом. Исследования проводились в группе возрастных людей. Участники научного эксперимента также регулярно жонглировали в течении 3х месяцев. У жонглеров наблюдалось увеличение серого вещества мозга примерно на 3% процента. Прирост «серого вещества» произошел в гиппокампе, в прилежащем ядре полушарий мозга и в зрительных центрах. Однако, как и в предыдущих исследованиях, прирост «серого вещества» понизился на 1-2% по истечении трех месяцев после эксперимента. Данные изменения говорят о том, что даже стареющий мозг (мозг людей в возрасте) сохраняет нейропластичность. Это способность мозга изменяться и расти в любом возрасте в ответ на освоение нового опыта и новой деятельности.

ВЫВОДЫ о пользе жонглирования:

Какова практическая польза жонглирования для человека. Как жонглирование улучшает структуру мозга и участвует в формировании новых связей.

1). У человека формируется навык быстро обучаться, осваивать движения, развиваются двигательные функции.

Умение быстро обучаться – этот навык позволяет человеку эффективно усваивать новые движения, умения, знания. Быстрее анализировать в текущем моменте, овладевать и применять «полученное» в практической деятельности.

2). Умение сконцентрироваться – уметь быстро сосредоточить свои мысли, волю, чувства на чем-либо главном. Быть в состоянии внутренней готовности к чему-либо (обычно трудному). Быть готовым действовать.

3). Что еще «получает» человек, который обучается жонглированию:

– развитие координации движений – способность совершать точные и контролируемые движения за счет синхронной работы разных групп мышц.

– увеличение скорости реакции или времени реакции

– развитие пространственного воображения

– умение концентрировать внимание

– развивается ловкость тела, высокая подвижность

– развитие выносливости – способность организма к длительным физическим нагрузкам

– развитие скорости движения*

– расширение полей зрения – увеличение области пространства, обозреваемой человеком

– способность угадывать траекторию перемещения предметов в пространстве.

4). Развитие мелкой моторики – позволяет совершать больше разнообразных действий с предметами, способствует формированию и развитию речи у детей, ускоряется процесс мышления.

 

5). Польза от занятий по жонглированию для людей в возрасте.

Жонглирование способствует профилактике возрастных заболеваний мозга, таких как: рассеянный склероз, деменция (статья первоисточника, ссылка внизу). Также происходит активизация кровоснабжения головного мозга.

 

6). Жонглирование ускоряет процесс развития ребенка за счет стимулирования мозговой активности. По мнению врачей жонглирование может корректировать и компенсировать отставания в развитии ребенка при ЗПР и ЗРР (задержка речевого развития и задержка психического развития).

Происходит формирование двигательной функции как одно из важнейших направлений в общем развитии ребенка.

 

Примечания: *Скорости движения – является частью уровня координации движений и является показателем физической формы человека.

Формирование двигательной функции как одно из важнейших направлений в общем развитии ребенка

"Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом, и особенно важна эта связь в раннем детстве. Ребенок переходит в своем развитии от одной стадии к другой благодаря последовательному вступлению в действие более высокого мозгового уровня. Овладение движениями следующего уровня невозможно без окончательного созревания нервных центров предыдущего уровня".

Гленн До́ман - врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы

Еще раз о пользе жонглирования для детей.

Последовательное освоение ребёнком новых и более сложных видов движений (таким может стать жонглирование), совершенствует и разнообразит набор тех движений, которыми ребенок уже владеет. Процесс освоения более сложных движений оказывает значительное влияние на весь организм ребенка, и особенно на деятельность мозга. Поэтому, чем более разнообразна и развита двигательная деятельность, тем более развита речевая и психофизическая сфера у детей. Это понимание может помочь в профилактике задержки психического и задержки речевого развития (ЗПР, ЗРР) у детей.