Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа — более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить — и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, — но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.
1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
«Репка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Колобок» — все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Идёт бычок, качается…», «Наша Таня горько плачет…» и другие), «Цыплёнка» Корнея Чуковского и «Цыплёнка и утёнка» Владимира Сутеева. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила…») к сказкам.
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу — диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).
Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому «Теремок» лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и «Колобок» — например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
Список литературы для детей от 1,5-2 до 3-4 лет | ||
Репка. | ||
Курочка-Ряба. | ||
Теремок | ||
Колобок | ||
Цыпленок | К.Чукрвский | |
Цыпленок и утенок | В.Сутеев | |
Стихи для малышей | Агния Барто | |
Русские народные потешки | ||
Другие сказки | ||
Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет | ||
Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка. | В.Сутеев | |
Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). | К.Чуковский | |
Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие. | С.Маршак | |
Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие. | С.Маршак | |
Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок — Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок — Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие. | Народные сказки о животных | |
Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год. | Альф Прейсен | |
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. | Лилиан Муур | |
Гном Гномыч и Изюмка. | Агнеш Балинт | |
Знаменитый утёнок Тим. | Энид Блайтон | |
Живая шляпа. | Н.Носов | |
Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы. | Н.Сладкое | |
Разноцветные путешествия. | Хэйден Макэлистер | |
Крот и волшебный цветок. | Зденек Милер | |
Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи. | С.Михалков | |
Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы. | Виталий Бианки. | |
Солнышко на память (рассказы). | Михаил Пляцковский. | |
Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы). | Михаил Зощенко. | |
Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера. | ||
. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом. | Виктор Кротов. | |
. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы). | Георгий Юдин. | |
Всё кувырком (рассказы). | Дональд Биссет | |
Топтыжка. | Фёдор Хитрук. | |
Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи. | Агния Барто. | |
Волшебное слово. | Валентина Осеева. | |
Зоопарк. И другие стихи | Эмма Мошковская. | |
Хрюк на ёлке. О чём индюк думал. | Борис Заходер. |