Подростковый кризис

Ваш ребенок прошел кризис 3-х лет? Вы приобрели опыт прохождения такого кризиса? Отлично! Опыт вам пригодится!… Впереди маячит подростковый кризис.  И как это ни парадоксально, но во время подросткового кризиса снова проявляются поведенческие явления, напоминающие трехлетнего ребенка и не типичные для всего промежуточного периода развития (дошкольного и младшего школьного возрастов). Опять возникает негативизм – пассивный или активный. Даже конкретные темы споров с родителями нередко близки к тем, которые доминировали в трехлетнем возрасте: нежелание тепло одеться, выходя в холод на улицу, стремление ложиться спать не раньше родителей и т.д.

Это не случайное сходство. В период подросткового кризиса, как и в трехлетнем возрасте, ребенок пытается сравняться в правах со взрослыми. Тогда – пережив кризис трех лет и поняв, что он пока еще не во всем способен уподобиться своим родителям,- он нашел выход в игре. Он как бы сказал себе: если уж не получается быть взрослым на самом деле, то ограничусь тем, что буду взрослым «понарошку». Позднее пришло осознание того, что единственный путь, позволяющий действительно стать взрослым, — это учеба, овладение знаниями, которыми владеют взрослые и не владеют дети. Под этим знаком проходит младший школьный возраст.

Но вот ребенок становится подростком. Он уже научился читать,  писать, считать – овладел основными премудростями, которые раньше составляли преимущество взрослых. И главное, что он почти сравнялся с взрослыми по уровню общего умственного развития. Конечно, ему еще не хватает жизненного опыта, его суждения чересчур прямолинейны и соответствуют, скорее, некоторому идеалу, нежели жизненной реальности. Однако сам он этого не осознает. А хорошо развитое логическое мышление позволяет ему видеть противоречия в суждениях взрослых. Они же по- прежнему считают его ребенком- несмышленышем и продолжают держать за школьной партой, как первоклассника.

В подростковом возрасте восприятие ребенка взрослыми – прежде всего, его родителями — очень сильно отличается от его  самовосприятия. Взрослые не дооценивают уровень его психологической зрелости, сам он его переоценивает. Поэтому не удивительно, что он борется за свои «взрослые» права. Положение подростков осложняется тем, что в современном обществе отсутствует какой- либо социальный институт, который позволил бы им реализовать свою направленность на полноценное вхождение во взрослый мир. Школа не предоставляет такой возможности. Она адекватна младшему школьному возрасту, в котором ведущей учебной деятельностью является учебная. Подростку же необходима арена для развертывания его социальной активности.

Рекомендации для родителей подростков следуют тому же общему направлению, что и для родителей трехлетних детей (http://psihologdom.ru/?p=231), но, разумеется идут значительно дальше. Родителям необходимо осознать, что их ребенок стал уже почти взрослым! А это значит, что он должен занять в семье новое положение, значительно более равноправное, чем раньше. У него должны появиться и новые права и новые обязанности. Самому подростку надо объяснить, что права и обязанности связаны между собой. Главное право- это право распоряжаться собой, оно требует высокой ответственности, а ответственность и зарождается, и проявляется в добросовестном выполнении своих обязанностей.

(По страницам книги А.Л.Венгера «Психологическое консультирование и диагностика»)

Запись опубликована в рубрике Подростки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *