Арт — терапия в работе с детьми.

 Современные дети живут в эпоху, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение  между людьми постепенно заменяется общением в интернете, просмотром передач, фильмов, компьютерными играми. Часто поведение ребенка повторяет увиденное на экране телевизора или компьютера. При этом у ребенка не хватает физических и психических ресурсов, чтобы справляться с такими эмоциональными нагрузками. Одним из самых доступных способов помочь ребенку снять эмоциональное напряжение, решить ряд поведенческих и психологических проблем являются занятия художественным творчеством.  Занятия творчеством также способствуют развитию сенсомоторной сферы и  познавательных процессов.

Эффективность  терапевтических творческих занятий основана на атмосфере доверия между ребенком и педагогом, главное условие создания такой атмосферы — внимание и поддержка со стороны педагога к интересам ребенка и заинтересованность в совместном творчестве и общении. Обязательным условием является поддержка и поощрение  ребенка, использование тем, интересных ребенку.

Постановка задачи на занятиях психолога с ребенком зависит от типа трудностей, с которыми сталкивается ребенок.

— активным,  торопливым детям полезны задания, ограниченные  сюжетом и пространством, требующие аккуратного выполнения.  Для этих целей хорошо подходит раскрашивание витражей, мандалы и рисование иероглифов. Такая работа помогает концентрировать внимание, учит аккуратности, а также дает возможности творчески выразить себя, создав художественный объект;

—  детям, с трудностями концентрации внимания, ставятся следующие задачи: продолжить начатое, не перескакивая на другой сюжет, проговорить (перечислить) в конце все, что нарисовано, сосредоточить внимание на рисовании протяженных объектов (железнодорожные рельсы и т.п.), закончить начатое. В определенных случаях важным является подчинение ребенка требованиям педагога хотя бы частично выполнить задачу, сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца (мысленно проследить нарисованное).

—  детям, «застревающим» на одном и том же сюжете, предлагается постепенно что-то добавлять нового персонажа, новый цвет, орнамент, место действия, способ выполнения (например, один и тот же сюжет рисуется, лепится, вырезается и т.д., пока ребенок не будет готов выйти за его границы);

—  дети с агрессивным поведением тяготеют к рисованию сюжетов,  связанных

с агрессией (аварии, войны, свистящие и издающие звуки машины, скорая помощь, пожарные, и т.д.), которые затем переводятся в «мирное русло»: например роботы и монстры постепенно начинают совершать добрые дела, а изображение полицейских машин превращается в рисование разных марок машин.

— если ребенок с трудом переключается с сюжета, связанного с агрессией, на другие темы, можно использовать какие-либо нейтральные задачи (например, предложить ребенку: мы нарисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской). Закрашенный определенной краской лист вызовет у ребенка уже другие ассоциации что, возможно, позволит изменить его первоначальные намерения.

— инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным детям полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок, задания на больших листах бумаги.

— расторможенным, возбужденным, активным детям ставятся задачи, требующие ограничения и подчинения теме и сюжету, аккуратного (по возможности) выполнения задания.

Решая вместе с ребенком поставленные задачи, психолог помогает  осознавать ребенку возможности выбора.

__________________

Статья психолога, арт- терапевта Виктории Ряннель.

Литература:

Водинская М. «Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения»,

Крамер Э. «Арт-терапия с детьми»

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *