Адаптация ребенка к детскому саду

Кажется еще только недавно родился ребенок. Пролетел первый беспокойный месяц его жизни. Появился первый зуб. Первый шаг. Первое слово… И вот вы уже ведете малыша в детский садик.

Ребенок попадает из привычной семейной среды в чужую, не знакомую обстановку! Начинается его адаптация к новому месту, новым условиям, новым взрослым и детям, новому режиму, новой еде и т.п.

1.  Адаптация во второй младшей группе детского сада.
2 Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

  • Ребенок переживает стрессовое состояние. Он попадает под целый комплекс воздействий. Напряжение. Страх. Торможение. Отрицательные эмоции. Регресс. Плач. Тяжелое переживание разлуки с мамой.
  • В медицине сочетание отрицательных эмоций называют заболеванием.
  • Часто через 3-7 дней дети заболевают (пересади дерево) 
3 Гармония, гомеостаз, равновесие во всем.Вселенная, мир, все вокруг нас, и наш организм, в том числе, стремятся к равновесию. И если что-то это равновесие нарушает – организм, психика стремятся вновь достичь равновесия. Так и ребенок, попадая из привычных условий в новую, незнакомую обстановку, ситуацию, выходит из равновесия. Чтобы вновь войти в равновесие уже в новых условиях и организм, и психика ребенка начинают действовать, бороться за выживание, за восстановление гармонии. Все вместе это можно назвать стрессом.
4 СТРЕСС

  • Ребенок в период адаптации — живая модель стрессового состояния. Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим
  • 1-я особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва уже выработанных условных рефлексов. Происходит ломка старых стереотипов и формирование новых в конце адаптации.
  •  2-я особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты — гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен.
  • 3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на пятые-седьмые сутки ребенок заболевает. 
5   Отказ от еды.
6 ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА

  • В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом владеют два чувства: любопытство и страх. Первое время в детском саду — самое тяжелое.
  • Ребенку надо одновременно привыкать и к разлуке с главными для него людьми, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам: «Что мне здесь делать, если я захочу на горшок? Что скажут тети-воспитательницы, когда узнают, что я не ем кашу?»
  • Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Он пугается попыток воспитателя хоть как-то успокоить его. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя мать, плохо ест. Во время сна вздрагивает. Плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка.
  • Страдает малыш, а вместе с ним страдают и все домашние 
7 Фазы адаптационного периода

  • Острая фаза: сопровождается колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеванием, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц)
  • Подострая фаза: характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев)
  • Фаза компенсации: убыстренные темпы развития, в результате к концу учебного года дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития 
8 Факторы, влияющие на течение адаптации

  • Возраст ребенка
  • Состояние здоровья
  • Уровень развития
  • Личностные особенности
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками
  • Сформированность предметной и игровой деятельности
  • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада
  • Сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
  • Готовность родителей к пребыванию ребенка в ДОУ
  • Шумовой фон в группе детского сада
  • Стабильность воспитательного состава
9 Степень адаптации

  • Легкая адаптация: 1-16 дней. Аппетит восстанавливается к концу 1-й недели, через 1-2 недели налаживается сон, преобладает радостное или устойчивое спокойное эмоциональное состояние, контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, откликается и выполняет указания педагога.
  • Средняя адаптация: сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней, эмоциональное состояние ребенка неустойчивое, плаксивость в течение дня, отношение к сверстникам безразличное, проявляются невротические реакции, вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, шелушение кожи (диатез)…
  • Тяжелая адаптация: плохой сон ребенка (короткий, беспокойный, вскрикивает во сне, плачет, просыпается ночью со слезами), снижение аппетита/стойкий отказ от еды, невротические реакции (рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерики), активное эмоциональное состояние: истерики, плач, негодующий крик, агрессивно- разрушительное поведение, либо наоборот, пассивность, подавленность, напряженность, избегание контакта со сверстниками, отказ от участия в какой-либо деятельности. Все это приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, замедлению роста, , прибавке/потере в весе, задержке речевого развития. 
10 Помощь родителей в адаптации ребенка к детскому саду
  расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело.Познакомитесь с режимом дня того детского садика,в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша.Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание «неспящим» детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.Играйте с ребенком в «детский сад«, рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут «детками», которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — «попрыгаем, как зайчики», «полетаем, как воробушки», «походим, как мишки». Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

 

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка, Семья. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *