«Тревога» и «тревожность» у детей.

Ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит в руках разные предметы и др. – это поведенческие признаки проявления тревоги. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевым является страх, хотя в тревожном состоянии могут присутствовать и вина, гнев, печаль, стыд и пр.

Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско – родительских отношений. Также такие  социально — психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением, жилищными условиями и пр. оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей. Высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

У старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого – педагогической  коррекции относительно обратима.

Однако, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с  требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям. Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ними задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по- поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще завышенными). Например: родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что их сын или дочь, получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Тревожных детей и в школе и в детском саду немало. Работать с ними психологу не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гипреактивные, агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головныеболи, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ:

Тревожный ребенок:

  1. Не может работать долго, не уставая
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем- то
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован
  5. Смущается чаще других
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  8. Жалуется, что ему снятся  страшные сны
  9. Руки у него, обычно, холодные и влажные
  10. У него нередко бывает расстройство стула
  11. Сильно потеет, когда волнуется
  12. Не обладает хорошим аппетитом
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
  16. Часто не может сдержать слезы
  17. Плохо переносит ожидание
  18. Не любит браться за новое дело
  19. Не уверен в себе, своих силах
  20. Боится сталкиваться с трудностями

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов

Средняя – 7-14 баллов

Низкая – 1-6 баллов

 

По страницам книг Лютовой Е.К и Мониной Г.Б.

Запись опубликована в рубрике Наши чувства., Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *