Развитие памяти. Когда начинать? Как это правильно делать?

Хорошая память — верный помощник в жизни, а главное, в учебе. Чтобы что-то запомнить, недостаточно только повторять слова, цифры, фразы. Запомнить информацию можно, но память — это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.
Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести.

Развивать память можно (и нужно) с самого раннего возраста. Хотя, что значит развивать. Звучит так, как будто надо сажать ребенка за парту и начинать учить его запоминать…

На самом деле, предпосылки хорошей памяти есть у каждого человека, у каждого ребенка с самого рождения. Важно не оставить эти предпосылки без внимания, а помогать ребенку их активировать.

Еще важно знать и помнить, что всем нам дано много возможностей воспринимать окружающий мир: 1. зрение (глаза), 2. слух (уши), 3. обоняние (нос), 4. осязание (кожа), 5. вкус (язык), 6. Чувство равновесия и положения в пространстве (вестибулярный аппарат), 7. Интуиция, 8. Двигательная память

Таким образом, для развития ребенка, для развития памяти хорошо задействовать все эти каналы восприятия и впечатления от окружающего мира!

Что такое память? Это наши образы и ассоциации. Что мы помним долгие годы? То, что нас некогда поразило, потрясло. Снеговик детства, слепленный вместе с отцом, вместо носа — морковка. Крупа, из которой мама варила кашу, а перед этим она вместе с ребенком перебирала крупинки, или вместе делали из крупы поделку…Т.е. чем больше живых образов и ассоциаций, тем лучше память. Поэтому слово «активировать» — это означает с самого рождения быть с ребенком, играть с ним, поддерживать его интерес ко всему, что делаете вы, что происходит в окружающем ребенка мире.

А что происходит частенько в семье?

Как поступают разные мамы.

Мама варит на кухне суп. Ребенок 3-х лет что-то пытается делать рядом, вертится под ногами. Мама отсылает мешающего ей ребенка в комнату к папе, который смотрит ТВ. Шанс развить у ребенка память, впечатлить его упущен.

А какой был шанс?

Вот другая мама разговаривает с ребенком и рассказывает все, что она делает с супом: «Сварим сейчас супчик с тобой! Ой, какой он будет вкусный! Положим в супчик капусточку! Попробуй, сынок, как она хрустит: хрум-хрум. Вкусно? Сладкая капусточка. А кто капусточку любит есть? Правильно — зайчик! Помнишь, мы читали сказку про зайчика, который бегал в огород капусточкой лакомиться? А еще мы положим в супчик морковку! Да-да, и морковку зайчик любит! А как вы с папой снеговика вчера лепили, вместо носа что поставили? Морковку! Вот какой важный овощ – морковка! Без нее и зайке плохо и снеговику… Ой, сейчас мама плакать будет…Лучок будет чистить…Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. Вот мама его раздевает- раз шубка-шелуха, два шубка –шелуха, три…Морковка сладкая, а лук какой? Горький!…» И так далее.

Разбираем действия второй мамы:

Мамин монолог (а может и диалог- если ребенок включается в разговор) — это развитие восприятия, памяти, воображения, мышления ребенка через 1.слуховой канал. Ребенок пробует овощи- работает 2.вкусовой канал, ребенок видит как мама чистит, режет и кладет морковку – 3.зрительный канал, мама вспоминает прочитанные сказки- 4.ассоциативная память, лепил снеговика с папой своими руками и морковку сам пытался воткнуть – 5.осязательный канал восприятия и запоминания, понюхал как лук пахнет – 6.обонятельный канал работает. А еще в это время дайте ребенку занять его руки: пусть из морковкиных колечек и палочек узорчик делает, или фасоль переберет как Золушка (7.осязательный канал развития): смешайте в тарелке коричневую и белую фасоль. А ребенок пусть раскладывает отдельно в мисочку белую, а в другую мисочку -коричневую. Вот и 8.кинестетическая память работает, т.е. двигательная, а заодно и 9.мелкая моторика развивается! А на сравнении «сладкая морковка-горький лук»- 10. мышлительная операция «сравнение» формируется. А то, что мама называет капуста, морковка, лук- это овощи – 11. мыслительная операция «обобщение» формируется/развивается. А загадка про лук – 12. загадки вообще развивают сообразительность, умение сопоставлять и сравнивать предметы или явления, находить в них сходство (это все мыслительные операции), развивают абстрактное мышление, сообразительность, стимулируют фантазию!

Представляете! За один такой суп 12 видов развития ребенка работает! А вы – «к папе телевизор смотреть». Да за такие вот супы — развивалки ребенок разовьется как вундеркинд! В школе проблем с учебой не будет! А вы ведь не только супы варите и на кухне дела делаете!

Если сами не можете придумать, что делать с ребенком во время, например, уборки комнаты или похода в магазин и др.- пишите, придумаем вместе.

Все, что вы прочитали- это один из 1000 способов развивать память. Главное помнить, что развитие ребенка происходит через игру, через ту деятельность, которая ему интересна, которая соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям.

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *