Развитие отношений детей со сверстниками.

Дети дошкольники проходят три качественно своеобразных стадии отношений к сверстникам в период от 3 до 6-7 лет.

1 стадия. Для детей 3-4 лет характерно поведение детей по отношению друг к другу, которое можно описать как индифферентно-доброжелательное. Дети еще не вовлечены личностно в отношения со сверстниками. Они безразлично относятся к действиям сверстника и к тому, какую оценку этим действиями дает взрослый (воспитатель, родитель). При этом трехлетние дети легко отдают свои игрушки и уступают права другим детям, как правило, при этом они слушают взрослого и следуют его рекомендации (отдать игрушку, уступить очередь в игре). Подарки дети делают также взрослым, а не сверстникам. Сверстник еще не играет важной роли в жизни ребенка: он не обращает внимания на настроение сверстника и его действия, однако сам факт присутствия рядом другого ребенка существенно и заметно повышает активность трехлетки. Он повторяет те же движения, что сверстник и быстро заражается его эмоциональным состоянием, имеет место некая физически-эмоциональная общность. Дети – просто особая данность, часть мира, которая обладает свойством «зажигать» их собственную витальность и делать их активнее.

2 стадия. Сложный этап. В 4-5 лет происходит качественное изменение отношения ребенка к сверстнику. Возрастает заинтересованность в действиях другого, активно начинается оценка этих действий. Обостряются реакции на оценку взрослым этих действий. Успехи сверстников как правило вызывают огорчение детей, а их поражения  нескрываемую радость. Именно в этом возрасте впервые наблюдаются такие феномены как жадность, ревность, обида, зависть. Это смена отношения к сверстнику естественна, поскольку она отражает момент развития нового механизма формирования Я – механизма самооценивания. Оценка собственных действий пока возможна только на фоне другого и посредством сравнения себя с другим. Поэтому общение дошкольника 4-5 лет тотально конфликтно. Его Я активно начинает отстаивать собственное, однако делает это пока неумело, из-за отсутствия особых личностных структур. Поэтому оценочные механизмы напоминают таковые у личности с неразвитой смоценностью: многочисленные конфликты, хвастовство, демонстративность, нарочитость, конкурентность, использующее прагматическое отношение и пр. Однако, в отличие от фиксированного в подобном поведении взрослого пятилетка быстро и легко изменяется в лучшую сторону примерно к 6 годам.

3 стадия. Старшие дошкольники 5-6 лет внимательно наблюдают за действиями сверстников, эмоционально в них включаются. Даже, рискуя нарушить правила игры, они часто стремятся помочь сверстнику, подсказывают правильный ход и т.п. Если 4-5 летние дети охотно присоединяются к критике сверстника со стороны взрослого, то 6-летки скорее объединяются против взрослого, отстаивая права товарища. В триаде ценностей «Взрослый-Правила-Сверстник» приоритет отдается именно сверстнику. У многих 6-летних детей мы наблюдаем спонтанное бескорыстное желание помочь сверстнику или сделать ему подарок, уступить, проявить великодушие. Исчезает конкурентность и злорадство, дети сопереживают сверстнику, причем не только сострадают ему, но и сорадуются. Создается впечатление, что сверстник из орудия для запуска механизма оправдания себя (самоценности) превращается в ценность. «Ребенок больше не средство самоутверждения и предмет сравнения с собой, не только предпочитаемый партнер по общению и совместной деятельности, но и самоценная личность, важная и интересная, независимо от своих достижений и своих предметов» (Смирнова, Холмогорова, 2003).

Таким образом развивается отношения со сверстниками у детей «в идеале». Однако идеальная модель далеко не всегда позволяет описать всех детей. Агрессивные, обидчивые, завистливые дети сохраняют черты  неадаптивного асоциального поведения и после достижения 6-летнего возраста.

По страницам научно- методических пособий Кривцовой С.В.

Запись опубликована в рубрике Завтра в школу!. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *