Наши чувства. Стыд.

Стыд- одно из самых тяжело переживаемых человеком состояний. Это генерализованное переживание собственной «плохости», недостойности.. Физически человек чувствует как кровь приливает к щекам (покраснение) или, наоборот, отливает от лица (весь белый, безжизненный), тело вялое, тяжелое или нет ощущений, плечи опущены, глаза отводятся, хочется убежать, остаться одному, «сквозь землю провалиться».

У стыда могут быть три причины, его запускающие:

1.Изменил себе, сделал что-то предосудительное с точки зрения своих же ценностей; сам себе за это очень не нравишься, сам себе отвратителен, трудно себя за этот поступок простить, в народе говорили «бес попутал».

Терапевтическая работа с психологом сводиться к признанию вины перед собой, раскаянию и шагами к прощению

2. Родители или другие значимые взрослые научили стыдиться ошибок, сильно за них ругали, наказание не соответствовало проступку; при наказании  присутствовала уничижающая критика: например, «трастяпа, руки-крюки, опять разбил кружку», то есть страдала самоценность человека и вместо вины («я сделал что-то не так, надо исправить последствия и извиниться») приходил стыд («я – никчемный , никудышный, во мне нет ничего хорошего»).

Работа с психологом, гештальт- терапевтом состоит в распознавании и ассимиляции послания и формировании собственной позиции:

— описать конкретную ситуацию, где есть стыд и внутренний конфликт

— какое внутреннее послание (правило)

— кто и когда об этом сказал, при каких обстоятельствах (если вспоминается)

— с чем сейчас согласен, а с чем нет в рассматриваемой ситуации.

— определить самому- есть ли вина или что-то стыдное

—  ясно сформулировать собственную позицию (отношение)

3. Вторжение винтимность: кто-то чужой, посторонний нечто увидел (например, ворвался в туалет), услышал ваш приватный разговор или вы случайно оказались свидетелем интимности другого.

______

Иногда мы имеем дело с очень ранимыми людьми, у которых в детстве было очень много стыда и слишком мало принятия и поддержки. Почти любое их публичное действие может вызывать у них потерю самоценности и переживание стыда (низкая самооценка).

Они могут ценить других даже за самые незначительные удачи, но не могут посмотреть на себя «добрым, уважительным взглядом». Как будто они смотрят на себя через грязные, черные очки.

Сложность терапевтической работы с ними в том, что они верят в то, что они жалкие и недостойные и их не за что любить. Это послание «застилает им глаза», отравляет их.

 

Здесь терапевт запасается терпением, так как предстоит кропотливая работа по выходу из слияния с этим инроектом (перестать в это верить) и восстановлению самоценности (научиться вновь себя уважать и ценить).

 

В этом же случае может помочь работа психолога,  терапевта с ресурсами, т.е. позитивным опытом клиента:

— воспоминания о тех людях, которые обходились с ним справедливо, ценили и принимали его

— реконструкцией и репроживанием тех мест, где было спокойно, безопасно, хорошо

— припоминания способностей, талантов, успехов, достижений, обсуждение их, смакование и ценение с кем –то Другим, перед лицом Другого (например, с терапевтом)

Придание других, современных смыслов тому, что было в детстве; позитивный взгляд на свои детские проступки и шалости.

 

По страницам книги В.Дубинской «О чувствах в психотерапии. Сепарация»

Запись опубликована в рубрике Наши чувства.. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *