Кризис 3-х лет (семизвездие)

Кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Признаки кризиса: своеволие,  упрямство,   негативизм, строптивость,  протест-бунт,  симптом обесценивания, деспотизм.

Это всё следствия одной причины, кратко и ёмко описывающей поведение ребёнка в период кризиса 3-х лет: малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ! Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет.

СВОЕВОЛИЕ 

Ребёнок всё хочет делать сам, даже если не умеет. Делая что-то за ребёнка, вы лишаете его радости от процесса деятельности.

Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать всё самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, ЧТО именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придаёт уверенность в силах. 

УПРЯМСТВО

Когда ребёнок упрямится, он настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!» Малыш понимает, что книжка интереснее, чем мяч, но всё-равно настаивает на своём- на мяче. Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам решил.

Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и примет решение – попросит книжку. Удивительно, но факт!

        НЕГАТИВИЗМ И СТРОПТИВОСТЬ

Ребёнок поступает вопреки не только родителям, но порой даже собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили. Мама предлагает идти на прогулку. Малыш обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идём гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдём?» Задавайте вопрос, содержащий несколько вариантов, но на который нельзя ответить нет. В крайних случаях (очень редко), можно предложить ребёнку сделать противоположное, с расчётом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Часто спасает фраза «Давай вместе!» 

ПРОТЕСТ-БУНТ

Протест-бунт – это ответ ребёнка на давление со стороны родителей, и их желание всё решать за малыша (Не кричи!,  Не ломай!, Садись за стол!). Бурная энергия ребёнка должна найти выход в виде деятельности. Если её сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).

Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите её, и только потом объясните, как правильно себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно.

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Изменяется отношение ребёнка к любимым вещам и игрушкам (может их бросать, ломать) и к людям (может стукнуть или обозвать маму грубыми словами). Это этап исследовательской деятельности ребёнка (не агрессия). Позже он поймёт, что такое поведение может быть неприятно другим людям. А пока он подражает взрослым и ему интересно посмотреть на их реакцию (а что будет если…)

Что делать? Направляйте энергию ребёнка в мирное русло. Если малыш рвёт книжку, предложите рвать старые журналы. Если малыш отказывается одеться на прогулку, то предложите ему одеть куклу, пусть поиграет роль взрослого. 

ДЕСПОТИЗМ

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание завоевать «место под солнцем» — это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольным, ведомым другими.

Что делать? Уступайте ребёнку в мелочах. В том, что касается здоровья и безопасности ребёнка и других людей —  будьте непреклонны. Позволяйте малышу совершать ошибки, ведь ребёнок учится исключительно на собственном опыте. Ему сложно понять объяснения и нравоучения, вернее он их понимает по-своему.

По страницам сайта http://detcad-24.caduk.ru

 

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *