Когда ребенка надо развивать?

«Моей дочке уже 3 года, а она все еще не научилась считать даже до пяти!» — жалуется мама.

Так, дорогие родители, давайте разберемся в адекватных требованиях к ребенку. Поговорим о том, какие основные закономерности детского развития происходят в каждом конкретном возрастном периоде.

Итак, существует особая чувствительность определенных возрастных периодов к усвоению тех или иных знаний, представлений, способов действия и т.п.  Т.е., каждый этап жизни имеет свои «возрастные задачи». Так, основные «задачи» младенческого возраста (первый год жизни) – это формирование  непосредственно эмоционального общения с взрослым и развитие предметного восприятия. А если по каким-либо причинам непосредственно общение или предметное восприятие в младенчестве не сформировалось, то в дальнейшей жизни у человека будут возникать сложности в соответствующих сферах. В моем детском саду есть много примеров, когда ребенок открыт к общению со сверстниками, но не сформированная эмоциональная сфера не дает ему общаться с ними бесконфликтно. И с этим ребенком проводится уже коррекционная работа!

Или в раннем возрасте (до трех лет) закладывается моторная одаренность (способность к овладению двигательными навыками, «ручная умелость»), устная речь, основы практического интеллекта.  И если в раннем возрасте физическому развитию ребенка уделялось достаточно большое внимание, то впоследствии он легко овладевает любым новым двигательным навыком. Если же в раннем возрасте о его физическом развитии заботились недостаточно, то в дальнейшем выработка новых двигательных навыков протекает с большим трудом.

Когда я посещаю занятия физической культурой в детском саду, очень горько видеть детей, которые не могут освоить элементарных движений для их возраста. И нужны специальные дополнительные занятия, чтобы помочь  сформировать у таких детей определенные двигательные навыки.

Главный вклад дошкольного возраста (от трех до 6-7 лет) это развитие воображения и образных форм мышления. В этот же возрастной период закладываются основы любознательности, познавательных мотивов, активной ориентировки в окружающем. В этом возрасте приходится специально заботиться о развитии тех психологических качеств, которые обеспечат ребенку успешное вхождение в школьную жизнь! Т.е. подготовка к школе начинается не за 3 месяца и даже не за год, она подспудно идет в течение всей предыдущей жизни ребенка, т.е. с самого рождения, и особенно в дошкольном возрасте (3 – 6-7). Наряду с образным мышлением и познавательными мотивами, готовность к школе предполагает также относительно высокий уровень развития произвольности (от слов «произвести волю»), т.е. способность подчинять свое поведение заданным нормам и правилам. А как вы помните, в школе этих норм и правил — огромный свод. Начиная с неподвижного сидения 35-45 минут за партой без разговоров, отвлечений и т.п.

Проводя в подготовительной группе детского сада диагностическое обследование готовности детей к школе по параметрам развития памяти, внимания, мышления, восприятия, я нередко вижу плачевный результат недоразвития или несформированности тех или иных психологических качеств ребенка.

РЕЗЮМЕ: Дорогие родители! Каждый день ребенка – это неоценимый вклад в его развитие, которое окупиться ему и вам сторицей! Если вам дороже чистая посуда и некогда заняться ребенком  – подумайте, о том, что посуде не надо формировать память, внимание, мышление, оставьте ее — домоете чуть позже, поиграйте с ребенком. Ведь развитие всех необходимых ребенку психологических качеств  происходит только в ваших с ребенком играх!

По страницам книги Венгера А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика»

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *