Истоки непослушания.

В семьях, где младшее поколение командует старшим (дети командуют родителями) у детей развивается множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, черствость, жестокость, лень, безответственность и другие вредные для нормальной жизни качества. К счастью, большинство российских родителей не готовы стать марионетками в руках детей. Даже те родители, которые позволяли ребенку в первые годы его жизни сесть себе на голову, спохватываются, когда ребенок идет в детский сад и начинаются нарекания. Или когда приходит пора учиться, а своевольные дети не вписываются в группу, не слушаются учителя и упорно отказываются преодолевать трудности.

Но часто, теоретически соглашаясь с необходимостью послушания, взрослые просто не умеют его добиваться и ищут совета, как это сделать. Конечно, необходимо построить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для данного конкретного ребенка, учитывая его особенности и психологические ресурсы. Но эта система- лишь набор приемов. Лишенная серьезной основы, она не заработает в полную силу. А основой служит родительское отношение к окружающим людям, друг к другу, к детям и, между прочим, к государству.

Что можно посоветовать:

  1. Прежде всего, внимательно следить за собой и не подавать дурной пример. Когда ребенок видит, что близкие относятся друг к другу УВАЖИТЕЛЬНО, это для него становится нормой. Причем выражаться это должно не только в чем- то главном, но и в мелочах, поскольку именно мелочи часто привлекают внимание детей. Они копируют тон, словечки, повадки окружающих людей.

РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ,

ЧТО ВИДИТ ОН В СВОЕМ ДОМУ:

РОДИТЕЛИ ПРИМЕР ЕМУ.

(Случай из практики: девочка 5 лет абсолютно не воспринимает воспитателя как человека, которого надо слушать, выполнять режимные моменты сада. Воспитатели «с ног сбились», выстраивая определенную систему поощрений и наказаний — мало что меняется. Замечания игнорируются, на занятиях трудно собрать внимание детей, так как наша героиня постоянно отвлекает всех своими выходками.   А все просто: в семье не прививается уважение к старшим, послушание, про сад и воспитателей при детях озвучивают негативное и ироничное к ним отношение. Разве воспитатели могут что-либо изменить, если источник всего этого — семья? Нет.)

  1. Не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребенок начинает тревожиться. А тревога у детей часто выражается непослушанием. Право на защиту – одно из основных прав ребенка. Поэтому, пока дети маленькие, надо надежно ограждать их не только от реальных опасностей, но и от ОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИИ – такой, которая способна вызвать запороговые страхи, подорвать ВЕРУ В СПРАВЕДЛИВОСТЬ (добро побеждает зло), вогнать в тоску и уныние. Ребенку для НОРМАЛЬНОГО развития совершенно необходимо верить, что мир хороший и добрый, что «злых» — немного и их всех победят, что родители и люди, олицетворяющие в его представлении власть (полиция, солдаты…), — на стороне добра.
  2. Почаще задавайте себе вопрос: ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО, ЧТОБЫ ДЕТИ СЛУШАЛИСЬ? Одно дело — запрещать или принуждать, заботясь о спасении души и психики ребенка, другое – пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.

(По страницам книги Т.Шишовой «Ребенок не слушается…Что делать?»)

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *