Замечать ребенка- как?

Одна из главных потребностей  человека,  особенного маленького – быть замеченным.

«А разве мы не замечаем своих собственных детей!?» — возмущенно спросят некоторые родители, «Мы их кормим, одеваем, выгуливаем, водим в садик/школу, покупаем игрушки и устраиваем праздники/дни рождения! Воспитываем каждый день, каждый час!»

А когда ребенок капризничает, мы возмущаемся: «Что это ты тут  концерты устраиваешь? Ну – ка, прекрати! Хочу-не хочу, буду- не буду! Ишь ты!..»

А вы поняли, почему ребенок капризничает? Вам просто не нравится его непослушание? Или вы не хотите (не умеете)  «услышать» его настоящие потребности и желания?

«Купи машинку-у-у-у!..», это не всегда означает желание ребенка иметь машинку. Часто за этим стоит совсем другая потребность!

Какая?..О-о-о, чтобы это знать, надо замечать своего ребенка…

Обычно, заметными наши дети становятся, в лучшем случае, в подростковом возрасте, когда они уже могут о себе очень сильно заявить и  даже прокричать. Хотя обращаются они к нам с самого рождения, но иногда увиденными становятся уже слишком поздно, в тот момент, когда невероятно трудно их понять, расслышать и  договориться.

Злость ребенка  или просто неудовлетворенность оказывается трудно переносимой для родителей, они не знают, что с этим делать и как с этим справляться и поэтому им проще «сдать» ребенка в сад, школу, врачу, чтобы как-то усмирили,  чем попытаться разглядеть  за переживанием ребенка потребность, о которой он сообщает?  Эту потребность необходимо заметить, тогда есть возможность  разглядеть в этот момент реального ребенка, а не такого, которого хотелось бы видеть.

Одна мама жаловалась мне на своего 16-летнего подростка. Я посоветовала ей обратиться к ведущему специалисту Москвы по работе с подростками. Ведущий специалист, выслушав маму, сказала, что уже поздно с ним работать. Уже сформировались определенные структуры поведения и мировоззрения. Единственное, что можно сейчас сделать- поработать над профориентацией девятиклассника (а вообще работа по профориентации ребенка в идеале тоже должна начинаться раньше). Вывод- не упустите возможности.

Итак, вернемся к теме: что же такое «замечать ребенка»?

Во- первых, замечать ребенка нужно еще до его рождения. Сейчас уже многие понимают важность пренатального (дородового), натального (процесс родов) и постнатального (послеродового) периода.

Только что родившийся человечек кричит и совершает огромную работу для себя и для своего окружения. Очень важно, кто его увидит первым, с каким лицом, с каким переживанием. Его заметили – он родился, он жив!

Для совсем маленького ребенка, быть замеченным, «отражаться» в глазах матери — это  быть живым и иметь право на существование. Для «хорошего» развития ребенка, помимо кормления и элементарной заботы о гигиене, вполне достаточно чуть меньше часа в день смотреть в глаза малыша. Мама замечает ребенка, «делает» его видимым для себя и для него самого.  Отсутствие «замеченности» ребенка  до года мамой,  всем известная депривация,  очень тяжело, рано и серьезно сказывается на ребенке. Ведь в период до года закладывается Незамеченный ребенок находится в группе риска возникновения психических патологий, а при более благоприятном раскладе, «всего лишь» обнаруживает глубокую психическую раннюю травматизацию.

Примерно до года ребенок пребывает в полной зависимости от родителя,  проходит стадию зависимости.  Он действительно беспомощен, и в удовлетворении своих нужд должен полагаться исключительно на взрослого. Многое из того, что он изначально узнает о человеческих взаимоотношениях, обусловлено тем стилем, в котором удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности. В этот период у ребенка развиваются представления о том, как живется в зависимости. Это первый опыт ощущений безопасности и любви или их отсутствия. Если потребности ребенка, которые довольно просты (еда, тепло,  внимание),  замечены и удовлетворяются регулярно,  сопровождаются включенностью родителей, то ребенок научится взрослеть, постепенно становиться менее зависимым от мамы и переносит свои маленькие стрессы без чрезмерного напряжения.

Любовь в этот период очень проста, большей частью сводится к получению чего-либо от окружающих. Дефицит способности выражать свою любовь, так часто имеющийся у взрослых невротиков, происходит из неудовлетворенности и «незамеченности» именно до года. Дети, страдавшие от отчуждения, неустойчивости ранних отношений, отсутствия видимого внимания от близких взрослых, могут позднее быть очень зависимыми от проявления любви к ним. Они могут остерегаться близости, совместности, боясь известного им отвержения или избыточно стремиться к максимальной зависимости и безответственности. Именно в этом возрасте закладывается предрасположенность к разного рода зависимостям (эмоционально, химической, игровой…). Необходимое базовое доверие подменяется недоверием к миру и к себе. Человек в дальнейшей взрослой жизни вовлекается в ситуацию поиска того субъекта (или объекта: наркотики, алкоголь, игра, экстрим), который бы  отвечал за его спокойствие или удовлетворенность, за его хорошее ощущение жизни.

До двух-трех лет ребенок может освоить одну из наиболее важных задач  развития в этот период  — установление доверия (между матерью и ребенком). Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в  достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем  в возрасте двух-трех лет, завершить свое, так называемое второе, или психологическое рождение. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок когда ребенок может быть психологически независимым от матери (см. кризис трех лет).

Важным навыком, который приобретает ребенок при успешном завершении данной стадии развития, является умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять его поведением. У ребенка развивается ощущение своего «Я», которое дает ему возможность научиться брать на себя какую-то часть ответственность за свои действия, делиться, взаимодействовать, обходиться с агрессией, адекватно относиться к авторитету других, эффективно справляться с опасностями, печалью и другими сложными чувствами сначала в игре, а потом уже и в реальном взаимодействии.

Что значит замечать ребенка до двух-трех лет? Это замечать его отдельность от родителей, обращать внимание на уже хорошо видимые особенности, отличия от родителей, на то, что может нравиться ребенку, а что нет. Можно спрашивать и получать ответ, удивляться, позволять различные самостоятельные действия, давать проявлять интерес, доверять «опасные» предметы и «путешествия».

Если в возрасте до трех лет родителям удается замечать ребенка как отдельного человека, доверять ему,  радоваться взрослению, то кризис трех лет может пройти очень естественно.

Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их на предыдущем этапе, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.

Что происходит дальше?

Приблизительно от трех лет и до самой школы,  дети активно усваивают социальные роли (стадия усвоения ролей). Малыши много и активно играют, познавая в этом процессе разнообразие человеческих взаимоотношений, присваивают себе по очереди различные роли, в том числе и биологически им предписанные.

Этот период можно назвать и стадией инициативы. Инициатива распространяется и на изучение и различение половых ролей. Важным моментом на стадии усвоения ролей является то, что ребенок признает свою принадлежность к соответствующему полу благодаря отождествлению себя с родителем одного с ним пола. Родители служат образцом для ребенка.

Родители по каким-то причинам могут не  замечать или пугаются усвоению половых ролей, когда девочка, подражая матери, стремится стать привлекательной, приятной, не директивной, а мальчик,  отождествляя себя с отцом, способен к проявлениям силы, настойчивости, открытой  властности. Ребенок, оставаясь незамеченным в своих интересах и потребностях, терпит крах в усвоении ролей. Он может стать излишне покорным, неспособным отстаивать свои интересы, ориентироваться на чужое мнение, сомневаться в собственных возможностях и силах.

Когда ребенок вступает в кризис семи лет, он становится менее наивным и непосредственным, становится непонятным для окружающих. Родителям довольно трудно становится замечать ребенка, у которого между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент. Сильно выросшая индивидуальность делает трудным возможность увидеть, заметить ребенка, дать ему быть со своими проявлениями, а не поспешить переделывать его реальность.

Самой существенной чертой кризиса семи лет является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности. Ребенок начинает осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях. Ребенок начинает осознавать, что значит «я радуюсь», «я злюсь», «я чувствую», у него возникает уже своя осмысленная ориентировка в переживаниях. То, чего не было до этого возраста. У ребенка появляется логика чувств. Как важным быть замеченным в этот момент! Позволить ребенку собственную логику чувств, а не привычную до этого родительскую или чувства игрушек и сказочных персонажей.

Ребенок, которого замечают на этом возрастном этапе, имеет возможность сформировать адекватный уровень запросов к самому себе, к успеху, признанию среди других.

К семи годам, то есть ко времени начала школьной жизни ребенок прошедший благополучно описанные начальные стадии взросления может быть  инициативным,   целеустремленным, обладает достаточной активностью и предприимчивостью, проявляет самостоятельность. В случае недостаточной заметности для взрослых, он скорее пассивен, подражает готовым образцам, тяжело создает новые формы, часто переживает свое состояние, как вину.

Один из возможных способов — замечать и различать ребенка: посредством наличия или отсутствия определенных социальных навыков, характерных для определенного возраста.  Как можно научиться замечать ребенка? Прочитайте список социальных компетенций дошкольника. Отметьте те навыки, которые непонятны вам. Теперь выделите те навыки, которые вы замечаете у вашего ребенка, и те, которыми, по вашему мнению, ваш ребенок не владеет. А теперь среди этих навыков найдите те, которые и у вас обнаруживаются с трудом. Непонятные навыки и те, что у вас не слишком хорошо развиты – это ваши точки роста и ваша ответственность перед ребенком. Пока Вы не научитесь сами, не поймете, в чем ваш дефицит, ваш ребенок не имеет возможности быть замеченным вами.  Даже, если эти проявления у него есть. Невозможно в другом увидеть то, что не различаю у себя или не имею.  И тогда Вы-взрослый удерживаете маленького в зависимости от вас, так как не «позволяете» ему взрослеть, не отпускаете его, не доверяете.

И это относится не только к родителям, но и к любым взрослым, которые окружают ребенка: воспитатели, учителя, тренеры, руководители кружков, психологи, которые занимаются с детьми.  Все эти люди замещают родителей.  Поэтому требования к социальной компетенции  взрослых, работающих именно с дошкольниками, очень высоки. Тяжелее всего работать именно с маленькими детьми. Необходима способность нести большую ответственность,  а не перекладывать ее на детей, большой профессионализм, высокая личностная стабильность.

Давайте попробуем замечать наших детей хотя бы тогда, когда еще можно успеть их  чему-то научить, помочь, поддержать. Когда наша стабильность и уверенность им очень нужна. Когда еще много-много «детских дел» есть у детей и куча времени и возможностей для выполнения этих дел.

Итак, список компетенций пятилетнего ребенка:

Навыки адаптации к образовательному учреждению

  1. Умение слушать.
  2. Умение обращаться за помощью.
  3. Умение выражать благодарность.
  4. Умение следовать полученной инструкции.
  5. Умение доводить работу до конца.
  6. Умение вступать в обсуждение.
  7. Умение предлагать помощь взрослому.
  8. Умение задавать вопросы.
  9. Умение заявлять о своих потребностях.
  10. Умение сосредотачиваться на своём занятии.
  11. Умение исправить недостатки в работе.

Навыки общения со сверстниками

  1. Умение знакомиться.
  2. Умение присоединиться к играющим детям.
  3. Умение играть по правилам игры.
  4. Умение просить об одолжении.
  5. Умение предлагать помощь сверстнику.
  6. Умение выражать симпатию.
  7. Умение принимать комплименты.
  8. Умение проявлять инициативу.
  9. Умение делиться.
  10. Умение извиняться.

Навыки обхождения с чувствами

  1. Умение воспроизводить основные чувства.
  2. Умение выражать чувства.
  3. Умение распознавать чувства другого.
  4. Умение осознавать свои предпочтения.
    1. Умение сочувствовать.
    2. Умение обращаться с собственным гневом.
    3. Умение реагировать на гнев другого человека.
    4. Умение справляться со страхами.
    5. Умение переживать печаль.

Навыки альтернативы агрессии

  1. Умение отстаивать свои интересы мирным путём.
  2. Умение выражать недовольство.
  3. Умение спрашивать разрешения.
  4. Умение спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы.
  5. Умение адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят.
  6. Умение проявлять толерантность.
  7. Умение принять последствия собственного выбора.
  8. Умение реагировать на незаслуженные обвинения.

Навыки преодоления стресса

  1. Умение проигрывать.
  2. Умение обходиться с чужой собственностью.
  3. Умение говорить «нет».
  4. Умение адекватно реагировать на отказ.
  5. Умение справляться с ситуацией игнорирования.
  6. Умение справляться со смущением.
  7. Умение справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности.

По страницам статьи Виктории Чал-Борю «Замечать ребенка…как?»

Запись опубликована в рубрике Развитие ребенка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *